Сдают не только пластик: как дать старой одежде новую жизнь
Ежегодно человечество производит 2,01 млрд тонн твердых коммунальных отходов. В государствах с высокими доходами, где проживает всего 16% населения Земли, сегодня генерируется примерно треть от общего количества ТКО. Значительную долю в этой гигантской горе мусора составляет текстиль. В том, как не захламить ненужной одеждой планету и где старым свитерам и джинсам дают вторую жизнь, разбирался Recycle.
Текстильная угроза
Ежегодно люди скупают 80 миллиардов единиц новой одежды — так швейная промышленность становится одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды. Изготовление брюк, платьев, пальто и прочих изделий из текстиля оставляет углеродный след и потребляет огромное количество воды, электричества и другие ресурсы.
Кроме того, ненужные вещи скапливаются на свалках и полигонах. В России ежегодно образуется свыше двух миллионов тонн текстильных отходов, а перерабатывается из всего этого объема менее одного процента. Большинство россиян и вовсе годами хранят дома старую одежду.
А ведь три четверти того, что похоронено в глубинах наших шкафов и комодов, пригодно для переработки. Однако отнести ненужный текстиль на свалку не значит дать ему вторую жизнь. То, что попадает в обычные контейнеры, не сортируется — переработка становится невозможной. В итоге текстиль, который может быть использован повторно или переработан в новые вещи, разлагается на свалках несколько сотен лет. Ключ к изменению ситуации — в создании удобной инфраструктуры для сбора вторсырья и выстраивании грамотной системы мотивации для людей. К счастью, здесь на помощь приходят частные инициативы.
Где рады старой одежде и ветоши
Хорошие одежду и обувь многие реализуют на ресейл-платформах вроде Avito, в комиссионных магазинах, таких как «Добро», а также через социальные сети. Вещи можно сдать в специальные боксы проекта «Не просто вещь», передать в церковь или благотворительные организации (если одежда в хорошем состоянии). Приюты для бездомных животных охотно примут старые одеяла и постельное белье — из них изготавливают лежанки для питомцев.
В России пока не развит институт муниципальных компаний, которые принимают у населения ненужные вещи и распределяют их на переработку. В этих условиях возрастает роль НКО, реализующих проекты по раздельному сбору и переработке тканей. У таких предприятий часто не хватает опыта работы со вторсырьем в промышленных масштабах, и тогда они могут продавать часть текстиля, чтобы покрыть расходы на сбор, сортировку и хранение. И все же отрасль постепенно развивается. Для ряда компаний переработка текстиля и других отходов стала базой для построения успешного бизнеса.
Так, российская компания Ecoplatform в России активно занимается сбором текстиля, стремясь решить экологические проблемы, связанные с избыточными отходами. С начала своей деятельности по всей стране она установила более 1100 боксов для сбора ненужных вещей, а на переработку и дальнейшее использование передала свыше 520 тонн текстиля. Это стало возможным благодаря усилиям более 60 тысяч пользователей боксов проекта «Не просто вещь». Чтобы стимулировать население к сдаче старых вещей, Ecoplatform внедрила систему бонусов / программу лояльности, сделав процесс утилизации более привлекательным для пользователей. В ближайших планах компании — расширение инфраструктуры: например, на ПМЭФ в 2024 году были подписаны соглашения об установке 20 тысяч новых боксов в городах Подмосковья и пунктах выдачи Wildberries.
Апсайклинг как способ переработки
Один из способов использования текстильного вторсырья — апсайклинг (изготовление готовых изделий из переработанных материалов). Популярность брендов, использующих переработанный текстиль, растет, поскольку люди все больше осознают важность экологических проблем и охраны окружающей среды. Современные компании, занимающиеся апсайклингом, продвигают идеи экологии и осознанного потребления через красоту и дизайн. Концепцию вторичного использования популяризируют также блогеры, а модные дома и сетевые ритейлеры предлагают апсайклинг-коллекции. Словом, те, кто создают тренды, делают все, чтобы отправка ненужных тканей и одежды на переработку стала привычкой у потребителей.
Например, российский бренд RISHI предлагает вещи из вторичного денима; в коллаборации с проектом «Не просто вещь» он выпустил коллекцию сумок из переработанного текстиля. В линейке нижегородской марки SŒURS есть рубашки, платья, брюки и другие вещи из винтажного текстиля. Ее создатель Ирина Шубинцева использует в работе не только отрезы тканей, но и скатерти, покрывала, занавески и иногда даже обивку мебели и обшивку матрасов. А петербургская марка Polyarus производит аксессуары из автомобильных и велосипедных шин и рекламных баннеров.
Апсайклингом можно заняться и самостоятельно, черпая вдохновение, например, в тематических сообществах в соцсетях. Одно из них, «Крафтшеринг Петербург», создано для обмена материалами для творчества. Участники размещают на сайте то, что им больше не нужно, и напрямую общаются с заинтересовавшимися. Группа «Вещная жизнь» посвящена апсайклингу: в ней анонсируют мастер-классы, публикуют примеры своих работы.
Что можно сделать прямо сегодня
Самый простой способ борьбы с чрезмерным потреблением — покупать меньше вещей, удержаться от следования сиюминутным трендам. Лучше отдавать предпочтение качественной одежде, которая долго не выходит из моды, дает возможность создавать яркие образы и служит не один год и к тому же помогает экономить личный бюджет. Это самый простой способ позаботиться о природе, не требующий каких-то особенных усилий.
Но если сложно противостоять соблазну обновлять гардероб каждый сезон, следует регулярно проводить ревизию и избавляться от одежды, которую не надевали больше года. Пусть лучше послужит другим — отправится на благотворительность или переработку.
Сегодня экологическая инфраструктура развивается лучше, чем, скажем, лет 20 назад. Дать ненужным вещам второй шанс стало проще. Практика показывает, что люди больше заботятся об окружающей среде, когда у них есть все необходимое для этого: контейнеры и фандоматы для сортировки, единомышленники, сообщества, доступ к полезной информации. Поэтому каждый из нас может вместо очередного мусорного мешка собрать пакет с текстилем и решить, где и в каком качестве он может пригодиться.
Фото: RISHI, ru.freepik.com