То, что останется: скульптор из Подмосковья создает работы из мусора
Жительница Подмосковья Александра Лебедева актриса по профессии и художник по призванию. Так вышло, что больше пяти лет она создает мебель и предметы декора из вторсырья.
«Как художник я абсолютная самоучка», - признается девушка.
Пока диплом по актерской специальности, как говорит Саша, «лежит на полочке». Сейчас она погружена в два самых главных занятия своей жизни – материнство и творчество. Впрочем, одно от другого неотделимо. Потому что именно материнство открыло у нее иное видение окружающего мира.
Recycle поговорил с Александрой Лебедевой о творчестве, пластиковой реальности наших дней, о том, почему бумага живее всех живых и смогут ли наши дети понять то, в каком состоянии мы оставим им планету.
Как холм оказался полигоном
«Однажды я смотрела в окно с 14 этажа и увидела странный холм на горизонте. Потом я поняла – это был огромный мусорный полигон. В тот момент я очень ярко представила картину будущей жизни моих детей. Это было что-то вроде фантастического фильма, где города не города, а мусорные свалки», - говорит Александра.
Она называет себя скульптором, только для творчества девушка использует не совсем традиционные материалы – в ход идут журналы, пульперкартон, различные виды упаковки, а также другие виды вторсырья, которые не поддаются переработке. В основе техники лежит всем знакомое папье-маше, однако Саша говорит, что путем проб и ошибок у нее получилось создать собственную технику и «приручить» бумажную массу. То, с чем она работает, называет «бумажной глиной» - настолько податлив и пластичен материал. Девушка признается, что очень мало знает о других фактурах, потому что главной в ее творческой жизни стала как раз бумага, которую она считает удивительно живым материалом.
«Нужно любить бумагу. Не унижать её, не делать из неё слабую, немощную, забытую старушку. На самом деле она молодая и крепкая красавица. Нужно лишь позволить этому старинному материалу жить в нашем бушующем 21 веке пластика и других «практичных» материалов», - рассуждает девушка.
У Саши своя философия, которая пронизывает все ее творчество. Для нее важно, что останется потом, после нас, что получат в наследство наши дети.
«Поймут ли они горы подгузников и сломанных игрушек на полигонах? Поймут ли отравленный воздух? Поймут ли недостаток воды и загрязненные реки? Поймут ли невозможность увидеть бенгальских тигров, синих китов, индийских дикобразов?» - задает неудобные, но такие важные для каждого вопросы, Саша.
Ее волнует, какими вырастут будущие поколения: «Будут ли они лучше нас? Милосерднее? Честнее? Внимательнее?». И добавляет: «Найдите время на то, что действительно важно».
Соринки, которые могут быть полезны
Александра предпочитает материалы, которые сейчас не перерабатываются. Она понимает, что ее усилия крайне малы в сравнении с тем, сколько мусора попадает на полигоны. Однако девушка считает, что каждая мелочь в этом вопросе важна.
«Сейчас я ищу именно то, что нельзя переработать на заводе. По сути, я работаю с соринками, но эти соринки тоже имеют право быть полезными, и они тоже копятся в большом количестве», - рассказывает художница.
Она добавляет, что время от времени старается «приручить» разные виды мусора, расширяя свою творческую палитру.
Девушка создала несколько подробных матер-классов, чтобы любой желающий смог освоить технику и реализовать свое творческое начало.
Александра создает самые разные вещи – это как крупногабаритная мебель, так и предметы декора. А главные вдохновители и помощники – дети. У Саши их трое. И все пока малы – старшей шесть лет, среднему – четыре, а младшему еще нет и года.
«Достаточно часто идеи мне подсказывают дети. Так вот и стеллаж бегемот, моя самая первая работа, был создан для хранения детских книг. На тот момент я пересмотрела целую кучу документальных фильмов о бегемотах, они удивительные. Мы с детьми часто изучаем что-нибудь о животных, и они порой просят кого-нибудь слепить. А однажды моя дочка попросила слепить стульчик в виде розовой птицы. Фламинго лепить не хотелось, и я узнала, что есть такая интересная птица как розовая колпица. Так и получился этот стульчик на тонких птичьих ножках. На работы уходит очень много времени, потому что постоянно нет возможности лепить. Например, стеллаж я лепила около трех лет. Можно сказать, что он рос вместе с детьми», - улыбается Александра.
Она признается, что у нее есть мечта – слепить для своих ребятишек весь животный мир.
К экоосознанности через детей
К теме экологии Александра пришла благодаря детям. Говорит, что близкие и особенно муж ее во всем поддерживают. Друзья приносят материалы для творчества – различный комбинированный мусор, бумагу, старые ткани. Но самая главная поддержка, конечно же, исходит от мужа, который часто помогает в создании работ, монтирует световые элементы для светильников, а иногда даже помогает с каркасами.
«Он и спонсор, и видеооператор, и фотограф и грузчик и даже модель для съёмок. Он спокойно отпускает меня в мастерскую и гуляет с тремя детьми, когда мне нужно лепить», - делится девушка.
Саша говорит, что в семье нет как такового культа экологии, но есть бережное отношение к окружающей среде, которое они с супругом стараются привить своим детям. А еще Лебедевы стремятся уберечь своих детей от потребительского образа жизни. Саша говорит, что старшие ребята постоянно создают что-то с ней из мусора.
«Мы не выкидываем старые, поломанные игрушки, ведь все они идут в дело, например, из сломанных машин при желании можно даже смастерить нового робота. Муж тоже от нас не отстает. Он успешно чинит различную технику. Ремонт в нашем доме носит особое значение. Про сортировку мусора дети знают с пелёнок. А зайдя в лес, мы собираем битые стекляшки как грибы или ягоды. У нас есть коробка, в которую мы складываем битую керамику, туда же попадают и красивые стекляшки из леса», - рассказывает Александра и добавляет – в мире так много возможностей для творчества и мусор – это не мусор, а вторсырье, которому можно и нужно дать второй шанс.
Александра признается, что ее главные вдохновители – дети. Она часто берет их с собой в мастерскую. Так, что творчество в семье Лебедевых носит коллективный характер.
«Именно детское творчество и есть истинное искусство, не ограниченное рамками и штампами. Часто я работаю в мастерской со своими детьми. Это сложно, но если получается, то мы лепим в шесть рук, и надеюсь, что скоро сможем лепить в восемь рук, когда подрастет младшенький. Это и есть истинное счастье», - говорит Саша.
Через настоящее - к будущему
Александра не любит создавать работы на заказ. Говорит, что для нее гораздо важнее творческая составляющая, поиск идеи и ее физическое воплощение. Ее работы находятся в частных коллекциях разных городов: в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Анапе, Самаре, Екатеринбурге и других городах. В выставках она участвует не так часто, потому что выезды отнимают много времени, а пока дети малы, то мама им нужна рядом.
Однако Александра не упускает возможности поучаствовать в мероприятиях, которые проходят в Москве и Подмосковье. Так, она выезжала на выставку «Уникальная Россия», которая проводилась в Гостином дворе. Некоторые ее работы можно увидеть на различных выставках в Самаре.
Не испытывая интереса к работе на заказ, Саша все-таки не может отказаться от изготовления театрального реквизита и декораций. Одной из важных своих работ девушка считает светящийся месяц, который она создавала для спектакля «Ночь перед Рождеством» в постановке Сызранского театра «Полночь». Еще одна работа ее рук – полутораметровая луна, которая висит у входа в тот же Сызранский театр.
«Эта красавица теперь встречает зрителей», - с гордостью добавляет Саша.
Нужны руки других людей
Александра рассуждает: чтобы серьезно повлиять на ситуацию с мусором, необходимы руки других людей. Поэтому она собирается в будущем открыть собственную школу по арт-переработке мусора. Еще она мечтает создавать уличные проекты, на изготовление которых будет уходить больше мусора.
Говоря о творчестве и стоимости работ, Саша отмечает, что время - это самое дорогое, что у нее есть. Раньше очень много сил и ресурса уходило на изготовление бумажной глины: измельчить, замочить, снова измельчить, отжать, перемешать с клеем… И в промежутках дать остыть блендеру.
«Никогда не считала сколько бумаги уходит на изделие, потому что леплю сразу несколько работ. Но её всегда не хватает», - говорит девушка.
Еще признается, что не все понимают и принимают ее творчество. К этому она относится философски. Ведь зачастую цель оправдывает средства. Ее цель – подарить миру больше замечательных работ из того, что потенциально может веками гнить на полигонах. Согласитесь, ради этого стоит работать.
И еще несколько ярких цитат от Александры
Суета будней одолевает, но так как мы ребята творческие, вылезать из режима «День сурка» мы умеем. Бросить все бытовые дела и отправиться в мастерскую. Закрыв дверь и глаза на грязную посуду, стирку, уборку. Иногда это так нужно.
***
Материнство не перестает меня удивлять. Новые этапы взросления, постоянные построения взаимоотношений между детьми. Сложно не сказать как. Но меня радует, что я всегда могу найти душевное равновесие в мастерской. Дорогие мамы, ищите себе отдушину!
***
Честно говоря, я воспринимаю любой предмет, любую вещь, как мусор, так как все изнашивается, ломается и часто не подлежит ремонту. С моими работами всё иначе. Бумажная глина и клей творят чудеса, в любом случае, изделие можно отремонтировать. А это значит, что мои работы вечные. Это не громкие слова. Я очень люблю все, что я делаю. Все что я делаю, я посвящаю будущему. Нашим с вами детям.
***
Знаете, бывает, что руки человека сами делают что-то. И мозг в этот момент просто отключается. Бывало с вами такое? ⠀
***
Приобретая стул из переработанной мной бумаги, вместо стула из сосны, вы дарите глоток свежего воздуха будущим поколениям. Ведь согласитесь, не важно на каком материале нам с вами сидеть, но вот чем дышать... Это в тысячи раз важнее. ⠀
С творчеством Александры Лебедевой можно познакомиться в ее группе в ВК «Искусство из мусора».
Фото предоставлены Александрой Лебедевой