Томские ученые синтезировали авиатопливо из отходов нефтехимии
Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) синтезировали образцы авиационного топлива из экологичного композиционного сырья ― растительных масел и промышленных отходов нефтеперерабатывающих заводов.
Разработку представили на XXII Менделеевском съезде в «Сириусе» (Сочи). Образцы нового биотоплива уже прошли испытания на лабораторных стендах по характеристикам воспламенения и горения. Эксперименты показали, что продукт соответствует основным нормам, предъявляемым к авиационному топливу.
Одна из главных особенностей такого альтернативного авиатоплива ― относительно низкое содержание ароматических компонентов, способствующих сажеобразованию в процессе горения. Это позволит снизить уровень вредных выбросов в окружающую среду.
В качестве сырья ученые использовали различные виды масел (талловое, рыжиковое, рапсовое, отходы кулинарных масел) и отходы нефтеперерабатывающих заводов (низкосортное сырье нефтяного происхождения), смешанные в разных пропорциях.
«Для полета одного гражданского самолета в течение 4 часов требуется около 12 т биотоплива: абсолютно столько же, сколько при использовании топлива нефтяного происхождения, потому что в соответствии с нормативными требования биотопливо по нескольким десяткам характеристик должно соответствовать применяемому в настоящее время керосину. Использование различных видов биотоплива и повышение их доли в гражданской авиации соответствует экологической доктрине, утвержденной президентом. <…> Мы предлагаем использовать не отдельный вид биосырья, а композицию с варьируемым составом, в том числе содержащую невостребованные широко промышленные отходы нефтедобычи и ее переработки», - рассказал профессор Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Дмитрий Глушков.
В дальнейших планах ученых ― расширение сырьевой базы, наработка бо́льших объемов биотоплива и проведение сравнительных испытаний альтернативного топлива на малогабаритных авиационных двигателях.