Иркутский композитор записывает уникальные звуки байкальской природы
Композитор и мультиинструменталист Евгений Маслобоев из Иркутска знает, как звучит гул байкальского льда, сон медведей в берлоге, «пение» омуля и прибой на туманном Байкале.
Работы он создает в технике Пьера Шеффера «Бриколаж». Фактически получается музыка, сочиненная им из натуральных, естественных звуков. В копилке его произведений есть композиция «Старые баржи на Байкале в шторм», или «Пение ветра и льда», которое записано в Большом Голоустном.
Также он записал треск льда на Байкале весной, «пение» голомянки и омуля, ветер в байкальской траве, которые можно услышать в Порту Байкал, на Малом море и на Сухом озере. Кроме того, есть несколько видов байкальских прибоев, в том числе прибой при луне, днем, а еще — в туман. И наконец, медвежьи сны, ради которых музыкант практически рискнул жизнью. Это было прошлой зимой.
«Изначально я писал это для себя. Я давно занимаюсь аудиальными экспедициями, и, как результат — бездонные звуковые библиотеки. Пишу ландшафты, места, аномальные зоны, выстраиваю необычные звуковые ситуации. Делаю моментальные акустические слепки гения места», — рассказал Евгений Маслобоев.
Например, над музыкой спящих медведей композитор работал 21 день, а до этого он почти семь часов просидел у входа в берлогу с микрофоном.
«Они там спят, молчат в основном. Бывает, чмокают, дышат, взрыкивают, повизгивают. Но чаще — молчат. Я прикручивал микрофоны к жердям и вталкивал их по миллиметру. Я ведь особо не знаю, как они там спят, как расположены, где у них головы, где хвосты. На это стоило посмотреть, как я в 17-градусный мороз, обливаясь потом, пропихивал микрофоны в берлогу. Было страшно. А еще я не знал, как реагировать, если что-то пойдет не так. Но, если бы я разбудил медведей, они бы меня убили, потому что с аппаратурой, да и вообще от медведя в лесу практически невозможно убежать», — рассказал композитор.
Еще одно уникальное произведение — пение байкальских рыб. Есть мнение, что рыбы не издают звуков, однако Маслобоев уверен: это — заблуждение.
«На самом деле, рыбы — те еще говоруньи и певцы. Но каждый вид имеет свои песни для различных целей. Например, селедка запрограммирована, если популяция большая, а корма мало, исполнять так называемые «песни смерти», призывая хищников. Так они выбраковывают больных и нерасторопных», — отметил композитор.
Он рассказал, что устроил четыре водные охоты за пением рыб, а потом была долгая работа в студии — переведение в человеческий диапазон слуха того, что удалось поймать.
«Голомянка — щебетунья. Омуль — молчун и немного туповат. Байкал вообще молчаливое озеро. В глубине что-то гудит и ворочается, стоит гул и кряхтение», — говорит Евгений Маслобоев.
Пока же звуки Приангарья можно услышать на стенде Иркутской области на ВДНХ. А другие композиции Евгения Маслобоева можно послушать здесь.