Британский дизайнер создал стул с помощью червей, поедающих пластик
Дизайнер из Великобритании Уильям Элиот использовал червей, поедающих пластик, для создания брендового стула: личинки прогрызали блоки полистирола, оставляя уникальный рисунок.
Digested Objects - это сиденье на трёх ножках с изрезанной и изрытой формой. Стул напечатали на 3D-принтере. Для получения желаемой формы Элиот использовал отходы полистирола и около 150 мучных червей — личинок жука Tenebrio molitor.
Особенность личинок этих насекомых в том, что они способны переваривать полистирол – вид пластика, который не поддается переработке. Однако дизайнер пошел в своих изысканиях дальше, чем просто привычная утилизация пластика. Поэтому он решил изучить возможности биоколлаборативного дизайна. В таком дизайне животные или насекомые становятся участниками творческого процесса и получают возможность проявлять определённую самостоятельность.
Чтобы «заинтересовать» личинок своей идеей, дизайнер ввёл в блоки полистирола сахарные дорожки. Причем сделал это так, чтобы внешне вырисовывался стул – как раз их в первую очередь и прогрызли насекомые. После этого Уильям Элиот дал личинкам свободу, чтобы они могли двигаться в любом направлении.
Уильям Элиот изготовил полноразмерные прототипы из картона, собирая их кусочек за кусочком, чтобы передать сложные формы, и в итоге изготовил стул Digested Objects, напечатав его с помощью 3D-печати — этот метод используется для создания высокоточных сложных форм для литья.
Дизайнер рассказал, что он черпал вдохновение в работах Нери Оксмана, который заставлял шелкопрядов укладывать шёлк в листы, а не в коконы, чтобы строить павильоны, и в скульптурах Рена Ри, который работал с пчёлами.
Пока Элиот работал над стулом, он размышлял и над этическими проблемами. Например, о том, что будет с мучными червями в конце их жизни и будет ли им полезен процесс изготовления стула. Раз в несколько дней он давал им отдохнуть от полностью полистироловой диеты и кормил органическими биоотходами.
«В отличие от биодизайна, который черпает вдохновение в природе, биоколлаборативный дизайн сосредоточен на отношениях между художниками и окружающим миром. Восприятие насекомых и животных как творческих партнёров, а не просто как виды, которые нужно защищать, меняет наше представление о существах, населяющих планету», — считает Элиот.