Зеленая команда: Как настольная игра решает проблемы экологии
Выпускники экологического отделения Санкт-Петербургского Университета Алексей Колмаков и Марат Сабиров создали настольную игру, которая подобно известной «Монополии» учит людей зарабатывать деньги, но при этом учитывать вред, наносимый окружающей среде.
О проекте
Ecologic – это имитационная игра, построенная на экологической концепции устойчивого развития в реалиях сырьевой экономики, чем-то похожая на известную Монополию. Изначально Алексей и Марат разрабатывали модель с чисто научным интересом, но после осознания того, что ее можно вписать в формат настольной игры, они поработали над тем, чтобы концепция стала понятной широкому кругу людей. «Игра – это просто форма донесения идеи», – говорят разработчики.
«В игре каждый игрок (или команда игроков) становится директором добывающей фирмы, которая растет с каждым ходом. Для того, чтобы минимизировать ущерб окружающей среде, который оказывает фирма игрока, в игре нужно реализовывать экологические инициативы. В нашей игре побеждает успешный бизнесмен, не забывающий заботиться об экологии. Если вы супер-успешный промышленник, но все загадили, или наоборот повернуты на экологии, но ничего не заработали, вы проиграете.
Карточки экологических инициатив рассказывают игрокам о разных мерах и инициативах из реального мира: вторичной переработке, экопросвещении, озеленении территорий, фиторемедиации и парках. Если это кого-то заинтересует в игре, он может найти в интернете дополнительную информацию и узнать об экологии больше. Наша задача чтобы игроки поняли, что за все нужно платить: если вы вредите окружающей среде ради прибыли, с этими последствиями нужно бороться», – говорит Алексей.
Об аудитории
Разработчики Ecologic изначально определили для себя аудиторию среди студентов, экологических сообществ и просто любителей настольных игр. За год активной работы они убедились, что именно среди этих людей достигается больший успех, но также опыт показал, что игра интересна многим другим лицам от 12 и старше.
«Проект у нас живой, мы рассчитывали на обратную связь с людьми еще на стадии разработки, и нам удалось провести успешный краудфандинг для печати первого тиража игры. Мы постоянно проводим мастер-классы, когда мы проводили первый из них еще год назад в Питерском пожарно-спасательном коледже МЧС, преподаватель экологии сказала нам, что пересмотрит свою учебную программу благодаря знакомству с нашими экологическими идеями.
Мы проводим турниры в российских регионах, в республике Коми нашим друзьям даже удалось выиграть местный грант на проведение игр в 30 школах. На мастер-классах мы не только играем, но и рассказываем людям об экологии, концепции устойчивого развития и краудфандинге. На них приходят в основном молодые люди до тридцати, но часто встречаются и старшие участники», – рассказывают разработчики.
«Раньше я думал, что экологическая мода – какая-то фриковская тема для узкой прослойки людей, оказалось что это не так, ну или эта прослойка стала не такой узкой. Наши коллеги работают даже в маленьком экопоселении Артыбаш под Барнаулом, им просто это интересно и они это делают. Первый тираж игры в 500 экземпляров, отпечатанный в сентябре, уже разошелся практически полностью, и это неплохо для никому не известного стартапа», – рассказывает Алексей.
Об экологии
«Мы с Маратом по образованию экологи, закончили Санкт-Петербургский Государственный Университет. Я работал в Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга, Марат до сих пор работает в науке. Экология наш профиль, но мы не замыкаемся только на этом. Нам интересно просвещать людей. Мы рассказываем и о научной концепции устойчивого развития, в которой экология неразрывно связана с социальными и экономическими факторами.
Для нас было принципиальным вопросом даже сделать детали игры из переработанных материалов. Логично, что если мы пропагандируем экологичные идеи, то и сами должны их придерживаться. К сожалению, из вторичных материалов не делают коробки от игр, они не получаются достаточно жесткими. Ста процентов переработанных материалов не удается достичь из-за краски и лака для карточек, но сам картон вторичен. В Питере не удалось найти типографии, работающей с вторсырьем для небольших тиражей, поэтому печататься пришлось в Москве. В следующей версии игры появятся фишки из деревяшек.
Для себя лично я решил придерживаться каких-то бытовых экологичных правил, какие-то считаю маразмом, например «Час земли». Энергосберегающие лампочки – да, выключать свет и воду – да, сортировать мусор – не удается – в моем районе пока еще негде».