Томский дизайнер создал одежду, из которой растет рожь: зачем?
Магистр Института Искусств и Культуры ТГУ Егор Хайбулин создал капсульную коллекцию женской одежды «FLORUM» — это вещи, из которых растет рожь. Суть концепции в том, что с течением времени одежда, как и сам человек, становится частью природы. Неразрывность единства с природой дизайнер передал через метафору прорастания растений сквозь ткань.
На разработку проекта ушло несколько лет – Егор работал над ним с момента поступления в магистратуру. Recycle поговорил с Егором Хайбулиным о символизме такой одежды, разработке проекта и появятся ли такие вещи в свободной продаже.
Путь к экоосознанности и любовь к цветам
Егор говорит, что его путь к экоосознанности начался несколько лет назад. Будучи студентом-бакалавром, он увидел рекламу кроссовок, подошва которых была сделана из переработанных пластиковых крышек. Егор вспоминает, что для него это была достаточно дорогая и важная покупка, которая изменила взгляд на некоторые вещи.
«Меня привлекла реклама, где говорили, что подошва сделана из переработанных пластиковых крышек. Обладая такой вещью, я почувствовал себя частью сообщества, которое даже в таком виде заботится об окружающей среде, поддерживает экологический баланс», - говорит Егор.
Однако сам интерес к окружающей среде, к растениям, проявился гораздо раньше. Это детские впечатления и ощущения, которые сформировали мировоззрение будущего дизайнера.
«Я люблю растения, люблю цветы. В детстве я проводил много времени с бабушкой. Она ухаживала за растениями с огромной любовью. Мне было интересно наблюдать за ней, за тем, как из семечка при внимании и должном уходе вырастает прекрасный цветок. До сих пор я не могу безжалостно рвать цветы. С течением лет все эти ощущения и впечатления сложились в единую мозаику моей жизни. Так родилось дело, которое меня увлекло», - делится дизайнер.
Поиск своего направления
Егор замечает, что проблема экологии крайне актуальна для современного мира, а для дизайна – тем более. Вариантов объединения дизайна и экологии множество – это и переработка, и редизайн, и повторное использование. Институт Искусств и Культуры ТГУ сотрудничает со множеством художников, один из них - Александр Пономарев. Его работы часто выставляются в Третьяковской галерее. Пономарев работает с образами стихий, своим студентам он поставил аналогичную задачу – подумать, что для каждого из студентов значит стихия.
«Это был тот момент, когда у меня сложился целиком пазл: экология, природа, мода», - вспоминает Егор.
Он говорит, что как только концепция стала понятна, начались поиски инструментария для реализации идеи. Было понимание, что времени мало - меньше, чем два года. За этот период нужно было пройти путь от идеи до полноценного ее воплощения.
Тренд на экологичность в мире дизайна популярен уже несколько лет, чего не скажешь о модной индустрии, отмечает Егор. Одним из основных этапов стал подбор материалов. Именно от этого зависела жизнеспособность проекта. За помощью он обратился к коллегам-ботаникам из ТГУ.
Первой работой в этой области стало платье с микрозеленью, которое экспонировалось на выставке Александра Пономарева. Егор проращивал микрозелень – базилик и горох на различных отрезах ткани, чтобы найти подходящую фактуру. Нужно было подобрать оптимальное расстояние между семечками, чтобы они не мешали друг другу, а росли. Это был самый настоящий эксперимент - использовались небольшие кусочки ткани, на которых проращивались семена. Таких квадратиков из самых разных материалов было порядка 40 штук и плюс 20 пачек семян микрозелени – по полпачки на каждый отрез ткани. Все образцы замачивались, потом помещались под фитолампу. Путем проб и ошибок дизайнер установил, что необходимы специальные растворы для стимулирования корневой системы. Еще было важно предотвратить возможное появление гнили или грибка, поэтому для обеззараживания семена обрабатывали раствором хлоргексидина.
«Работа была проведена огромная, и мы узнали самое главное – для реализации концепции подойдут только органические ткани. Ткани из волокон полиэстера, эластана не подошли, потому что корни растений не могли пробить сетку из их переплетения», - рассказывает автор.
И снова поиск
Платье с микрозеленью успешно экспонировалось, но открылась особенность микрозелени – ее недолговечность. Егор говорит, что тогда пришло понимание - для дипломной разработки нужно искать что-то другое.
«Минимальный порог существования такого экодизайна должен быть месяц, а в идеале – больше», - отмечает разработчик.
Сразу же исключили сложнейшие культуры вроде луковичных сортов, например, тюльпаны, и решили выбрать что-то более простое. Рассматривали кошачью мяту, простую газонную траву, колеус, обриету и другие растения. Однако выбор пал все-таки на злаковую культуру – это была обычная рожь.
«Сначала я хотел назвать коллекцию не «FLORUM», а «Кустарная». Речь в изначальном варианте шла о ремесленничестве, чем-то рукотворном. И у этого тоже был смысл – все эксперименты и поиски велись у меня дома, под моим наблюдением, с моим участием», - делится автор.
Рождение коллекции и фурор на защите
Всю одежду для коллекции Егор сшил сам. Он отмечает, что у него нет команды, работает один, а консультирует его специалист-ботаник. В коллекции было четыре образа, в каждом из них было по одному изделию с экодизайном. Первый образ пиджак и юбка, второй – платье с перчатками, третий – кроп-топ и юбка, четвертый – юбка и водолазка.
«Предварительно я отшил всю коллекцию одежды из льна, хлопка и шелка, а затем прорастил на изделиях растения. У этого есть смысл – ростки мы можем контролировать, их направление, а корни растут хаотично», - говорит Егор.
На вопрос почему коллекция женская, он отвечает, что давно увлечен миром моды, «изучаю его, шью, рисую, мне всегда была ближе именно женская мода». Да и сегодня основной заказчик и потребитель одежды как раз женщины и девушки. Мужчины в этом смысле в меньшинстве.
Вся работа велась в рамках защиты магистерской диссертации, а показ был устроен для членов комиссии. Помимо научного сообщества из томских вузов была представитель одного из томских брендов. Изделия демонстрировали приглашенные модели.
«Кстати, я и для себя создал такой же джемпер, но пришел в нем не на защиту, а на вручение диплома. В нем-то я и давал первые интервью. «Можно с вами сфотографироваться?» и «Можно потрогать?» - были главные вопросы того дня», - с улыбкой вспоминает Егор.
Он говорит, что коллекция произвела на всех впечатление, «я бы даже сказал, что у комиссии был шок, в хорошем смысле». Несколько раз презентация прерывалась овациями, ими же и завершился показ. Многие фотографировали, снимали видео. В общем, атмосфера была замечательная. Егор признается, что такого фурора он не ожидал.
И эстетика, и экологичность
Главный посыл коллекции «FLORUM» не только красота и эстетика, но и экологичность. Поскольку одежда создана из натуральных тканей и сам дизайн у нее тоже натуральный, она ни в коем случае не одноразовая, а многоразовая, говорит автор.
«Все растения имеют свой цикл жизни, то же самое и с рожью, которую я использую в дизайне одежды. Как только ее жизненный цикл заканчивается, одежду можно легко освободить от отмерших растений и корней и использовать дальше после стирки. Ну и самое интересное – если у вас появится желание повторить дизайн, то это можно легко реализовать», - рассказывает о концепции автор.
Он отмечает, что эта коллекция больше, чем просто одежда.
«Человек и одежда имеют одинаковый жизненный цикл: и человек, и одежда рождаются по задумке, живут, а потом происходит смерть и разложение. И эти циклы в некотором смысле одинаковы. И главный посыл все-таки в том, что с течением времени наша одежда, как и мы сами, становимся частью природы. На том месте, где лежала старая одежда, там, где был погребен человек, вырастает новая жизнь. А сами растения на одежде – это включения некоторых моментов жизненного цикла. Для меня важно было транслировать своей коллекцией мысль экоосознанности, чтобы люди обращали внимание на то, что они носят, как обращаются с одеждой, как и из чего составляют свой гардероб», - отмечает Егор и добавляет: ресурсы нашей планеты не безграничны.
Сейчас дизайнер на пути развития проекта. Ему хочется его масштабировать. Во-первых, расширить линейку растений, которые можно использовать для дизайна. Во-вторых, проработать концепцию размещения этих растений на одежде в разных местах. Идея такая – каждый человек может стать со-дизайнером. Он покупает комплект одежды, к которой идут семена и инструкция, и самостоятельно проращивает их, создавая свой дизайн.
Следить за творчеством дизайнера можно у группе ВК: EGOR KHAYBULIN.
Фото предоставлены Егором Хайбулиным