Как русский ватник на 80 лет опередил экологичную коллекцию Стеллы Маккартни
Русский ватник внова входит в моду – стеганые куртки то и дело появляются на мировых подиумах в мужских и женских коллекциях. А между тем ватник – один из самых экологичных предметов одежды 20-го века, поскольку делают его из измельченных обрезков старой ткани. Одновременно с этим эксперты прогнозируют рост спроса на экоодежду на российском рынке.
На днях «Афиша» реабилитировала ватник как предмет мужского, да, впрочем, и женского гардероба. Стеганые куртки несколько сезонов подряд появляются в коллекциях известных дизайнерских домов и, судя по всему, не собираются их покидать.
Если немного углубиться в историю, то ватник, конечно, русское изобретение. Метод промышленного производства ваты придумали в 1870 году немцы Пауль и Альфред Хартманны. Затем кто-то додумался, что ватой можно набивать одежду. И уже с конца 1930-х Россия начала массово выпускать ватники – стеганные дешевые куртки.
Ватники в большинстве своем производили не из ваты, а из ватина. Он изготовлен из вторичного сырья, а именно – из измельченных отходов швейных и ткацких производств. Переработка старой одежды, обрезков ткани устроена в несколько этапов. Сначала сырье отправляют в трепальную машину, затем – в чесальную, а уже затем в специальную машину для производства ватина. В ней из подготовленного тканного вторсырья делают пласт и, если нужно, простегивают его.
«Сейчас предложение отходов швейных производств больше, чем спрос на них. Из-за этого некоторые производства ватина в России закрываются, – рассказала менеджер по продажам компании «Альфа Текс», производящей ватин, Диана Мартынова. – По-прежнему ватин используют для военных фуражек – в качестве подкладки. И в розницу иногда закупают – как подкладку для пальто».
Если в советские годы экологичная мода была все же бессознательной, то сегодня ставку на органический хлопок, вторсырье и сертификацию делают многие уважаемые дизайнеры. Например, уже несколько лет подряд то один, то другой модный дом выпускает коллекцию для движения Green Carpet Challenge.
Главным адептом экологичной моды сегодня по праву считается Стелла Маккартни. Она принципиально в своих коллекциях не использует натуральный мех и кожу, сотрудничает с организацией РЕТА («Организация за этичное обращение с животными») и сопровождает свою продукцию зоозащитными лозунгами.
Раз в год она выпускает отчет о том, насколько экологично ее производство. А именно – сколько воды, света и других производственных ресурсов она сэкономила, какие предметы коллекции сделаны из перерабатываемого пластика, а какие – из органического хлопка и сертифицированных пород дерева. Дизайнер превращает в оду экологии даже самые маленькие детали: скажем, металлические элементы в коллекции бюстгалтеров сделаны из переработанного металла. И она намеренно подчеркивает это на своем сайте.
Людмила Норсоян, российский дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна, основатель бренда модного высокотехнологичного трикотажа Norsoyan:
С ватниками было так: в 70-80-х годах 20-го века иностранные студенты вывозили из Советского Союза их как подарок. Особенно девушки любили увезти парочку и дома, оторвав воротники и рукава, носить как концептуальные пиджаки. А дальше, когда появились нейлоновые ткани весом до 28 граммов и новое поколение утеплителей, наш ватник неузнаваемо для нас же превратился в новый предмет одежды – стеганую куртку, которую теперь носит весь мир. Например, у Nina Donis была своя вариация на тему ватника, мне лично симпатичная.
Если говорить об экологичности одежды, то это тема, которая только предстоит российскому рынку. Производители не сильно афишируют, что одежда сделана из вторсырья, потому что учитывают традиционные взгляды русского обывателя на покупку одежды. После бедности советского времени, когда все вечно донашивали и перекраивали, захотелось всего нового, никем не ношенного.
А между тем рынок уже подготовлен. Посмотрите на детей «нулевых», которые выросли на IT-технологиях и свободны от любых предрассудков. От одежды они требуют соотношения дизайна, цены и комфорта. Термобелье – прекрасно, джинсы – тоже. Я чувствую на себе, как бурно и активно развивается рынок одежды на инновационных материалах.
Скандинавские страны сейчас самые восприимчивые к экологичной моде. Они научились за многие столетия по наследству передавать бережное отношение к миру и вещам, которые этот мир наполняют.
Мэган Виртанен, историк моды, коллекционер винтажной одежды
Распространение моды на «экологическую» одежду будет, вероятно, зависеть от двух факторов. В меньшей мере – от распространения идеологии экологического подхода. В большей – от реального экономического положения и доходов населения, ведь на данный момент очень часто «экологичная» одежда оказывается дороже прочей, а средний потребитель голосует кошельком.
Производители не афишируют вторсырьё, поскольку у нас существует стойкое предубеждение против «сделанного из остатков и обрезков». Для граждан это часто ассоциируется с бедностью и дефицитом, рубрикой «Домашнему мастеру» из журнала «Наука и жизнь» и прочими методами выживания, когда материалы недоступны и приходится придумывать, как что-то сделать из того немногого, что есть. Перешивание, использование остатков, переработка старого и ненужного слишком долго были частью «культуры бедности», массовое сознание пока не готово к полному перевороту значений.
Полагаю, экологичность и мода вполне могут сочетаться, не даром именно мода периода второй мировой войны во всём мире была исключительно изобретательна и декоративна, несмотря на то, что в основном, в силу условий, приходилось довольствоваться именно обрезками, остатками и переработкой.
Сергей Наумов, визажист
Я считаю, что ватник – это круто. Его можно даже носить и быть на стиле, если хорошо подобрать обувь и аксессуары. Сами знаете, для нашей зимы либо шуба, либо ватник. Экологическая одежда – это идти в ногу со временем, использывать «чистые материалы». Меня совсем не пугает вторично использованный пластик. Стелла Маккартни, например, сделала из такого коллекцию своих очков. Это хорошо как для нас, так и для окружающей среды, что немаловажно. Каждый современный человек это должен понимать.