Иркутский ювелир превращает пластиковый мусор в искусство
вторсырье дизайн переработка пластик

Иркутский ювелир превращает пластиковый мусор в искусство

Ювелир из Иркутска Дмитрий Темников отказался от работы с драгоценными металлами, он перешел на пластиковый мусор и увидел в новом материале иное применение.

Дмитрий Темников в профессии больше 10 лет. За это время он успел поработать в серьезных компаниях. Долгое время работал в мастерской «Иволга» - мастера создают очень узнаваемые ювелирные изделия с отсылкой к Байкалу и знаменитым байкальским льдам. Но как бывает у многих творческих людей, в какой-то момент мастеру стало скучно, он начал переосмысливать свое творчество и пришел к тому, что драгоценные металлы – это всем знакомо и привычно. Так Дмитрий создал новое направление – ювелирный панк. Мастер выбрал для воплощения своих идей весьма необычные материалы – пластик и алюминий. Так родился проект по созданию украшений из переработанного вторсырья.

Крышки, да не простые

«Не просто крышка» - это новое прочтение привычных материалов, которые многие считают мусором. В работе у мастера пластиковые крышечки от бутылок и алюминиевые банки.

Дмитрий работает не один, его напарница Валерия также разделяет взгляды и на материал, и на ценность того, что они создают.

На сегодня мастера выпускают несколько видов украшений и детали, которые впоследствии становятся украшением интерьера. Например, из пластиковых крышек выпекают диски, которые потом шлифуются, а затем собираются в различные интерьерные композиции. Один из недавних заказов ребята делали для клиентов из Москвы.

На один большой диск требуется около 300 граммов пластика. Если учесть, что одна крышка весит примерно 2 грамма, то на одну такую дискодеталь уходит до 150 крышечек.

Продукт рождается в несколько этапов – сначала пластик выпекается в печи, потом прогоняется под прессом, затем отправляется в прогретую металлическую форму. Процесс многоступенчатый и требующий сноровки и внимания.

Такая же история с алюминием, из него создают кольца и серьги. Для этого необходимо сначала нарезать банки из-под разных напитков, затем расплавить с использованием флюса, который помогает очистить металл от присадок.

Ребята говорят, что проблем с сырьем нет – знакомые приносят крышечки и банки, помогают и местные экологические организации.

Объяснить ценность работы, а не материала

Что же до реакции общественности, то пока все неоднозначно. Например, изделия из пластика вызывают разную реакцию. Многим невдомек, что пластик очень легкий и износостойкий материал. Сам Дмитрий рассказывает, что вот уже год носит отлитую им пластиковую печатку, с которой за это время ничего не произошло, то есть своего товарного вида она не потеряла.

Мастера создали более 50 изделий — это кольца, печатки, серьги с подвесами. Но пока покупателей на них мало: людям сложно осознать подлинную ценность украшений, сделанных не из драгметаллов. Ювелиры участвовали в нескольких маркетах, но продать удалось не так много изделий. Цены на изделия варьируются от 3 до 8 тысяч рублей. Покупатели, видя изделия и соотнося его с ценой, задают вопросы, мол, почему так дорого. Однако все думают о ценности материала, и никто не учитывает работу, технологии. По сути, покупая украшения из переработанного пластика или алюминия, люди платят не за драгоценность изделия. Поэтому самое главное, по определению самих мастеров, доносить до покупателей сам концепт, идею и правильно презентовать изделия на рынке.

Новые направления

Еще одно направление работы – пластиковые пакеты. Пока мастера только отрабатывают технологию – их тоже отправляют под термопресс. Можно положить как есть, хаотично, а можно экспериментировать с фактурами и цветовыми решениями. В перспективе ребята планируют использовать получившееся полотно для изготовления сумок, кошельков и других изделий.

Весь оставшийся от работы пластик Дмитрий собирается использовать для стрит-арта. В Иркутске проходит фестиваль «Голос улиц», в рамках которого городское пространство украшают граффити. В прошлом году в событии участвовал и Дмитрий, а на этот год предложил своим коллегам по проекту делать не просто рисунки, а граффити со вставками из переработанного пластика. 

По мнению Дмитрия Темникова, главная цель проекта «Не просто крышка» — не только переработка использованного пластика и создание из него каких-то предметов, но и возможность рассказать людям о настоящей экологичности. Дмитрий говорит, что сейчас многие идут по пути экоосознанности, не до конца понимая, что это такое на самом деле.

«Сейчас всё чаще говорят про раздельный сбор отходов, про то, что надо сдавать пластик, бумагу, стекло и прочее. И люди вовлекаются в это, но, не обладая достаточным количеством информации, делают это с минимальной пользой. Сейчас объясню. Часто в пункты приема вторсырья приносят пластиковые бутылки и упаковки с этикетами, грязные и неотсортированные. И это уже не про заботу об экологии», - говорит Дмитрий.

Мастера держатся главного направления - циркулярного дизайна. Это когда каждый продукт, каждое изделие, даже многосоставное, в перспективе должно быть легко переработано. Дмитрий вспоминает, что однажды он был на конкурсе «Зеленый квадрат» в Крыму – там ребята со всей страны создавали арт-объекты из вторсырья. Это было красиво, но малофункционально и не экологично, потому что для создания объектов мастера использовали клей, монтажную пену и еще кучу самых разных материалов. То есть, все это еще раз переработать будет просто невозможно.

Дмитрий указывает на то, что мода очень скоротечна, и то, что актуально сегодня, перестает быть таковым уже через какое-то непродолжительное время. Циркулярный дизайн как раз позволяет и перерабатывать вторсырье, и следовать веяниям изменчивой моды.

«Мы хотим показать, что можно чуть более осознанно относиться к вещам, которые вокруг тебя. Не выкидывать то, что тебе больше не нравится или не нужно, а попробовать найти другое применение через призму своего опыта и знаний. Никто не просит делать какие-то вещи промышленного качества в масштабах одного человека. Можно делать что-то маленькое в своей жизни», — объясняет свою философию Дмитрий.

Фото: Ксения Филимонова