Фандоматы в школах: за и против
В последних числах августа Российский экологический оператор (РЭО) предложил устанавливать в школах по всей стране фандоматы по приему вторичного сырья. Пока речь идет о приеме пластиковых бутылок и алюминиевых банок, но в перспективе перечень может расшириться. Положительный опыт использования фандоматов уже есть в Подмосковье и нескольких центральных регионах страны. Известно, что инициативу поддержали в Минприроды.
Recycle рассказывает, что такое фандоматы, насколько успешно их использование и что говорят эксперты о таком формате экопросвещения и сбора вторсырья.
Что такое фандомат
Фандоматы – это специальные устройства, которые принимают стеклянные, пластиковые и алюминиевые бутылки и банки для последующей переработки.
Остановить угрожающий рост свалок и полигонов можно только изменив принцип отношения к отходам. С одной стороны стараться разумно потреблять, а с другой – возвращать их снова в производство. Одним из удобных этапов цепочки рециклинга может стать фандомат. Принцип его работы предельно прост, а вся необходимая информация отображается на дисплее.
Фандоматы придумали немцы, в самом названии скрыт ответ на вопрос, что это такое: рhand – залог и аutomat – автомат. Изначальная идея заключалась в том, что в фандомат человек возвращает тару, которую как бы взял в аренду при покупке напитка. Попил – вернул, и получил залог за неё. Только не в денежном эквиваленте, а в виде скидок, бонусов, спецпредложений.
С виду фандомат – обычная металлическая коробка, но она включена в целую сложную и хорошо продуманную систему. И вот как она работает:
- Человек опускает в фандомат каку-то тару.
- Если она из алюминия или пластика, то прессуется, а стеклянная отправляется в специальный отсек – происходит первичная сортировка.
- Грузовик забирает отсортированное вторсырьё.
- Сырьё попадает на завод по переработке, минуя мусорный бак и сортировочную станцию.
- Использованная тара получает новую жизнь и не наносит вред окружающей среде.
Как результат – выигрывают все: потребитель, государство, коммерческие структуры (если они участвуют в этом процессе), природа.
Самое важное помнить: как правило, фандоматы принимают чистые, сухие бутылки и банки. Этикетки можно не удалять, крышки тоже снимать необязательно.
Про бонусы и скидки
Пожалуй, самый важный бонус – это ощущение, что очередная пластиковая бутылка попала не на полигон, а пошла на второй или третий круг своего существования. Это и есть шаг к той самой экономике замкнутого цикла, о которой говорит все мировое сообщество.
Но есть и вполне ощутимые материальные бонусы. Это могут быть различные скидочные купоны, например, на минеральную воду или другие продукты в пластиковой упаковке. Опять же включается правило – выпил минералку и сдал бутылку в тот же фандомат, получил снова купон на скидку. Могут начисляться различные баллы на карту лояльности, которыми можно платить за товары.
Сейчас на уровне государства прорабатывается вопрос о денежном вознаграждении за сдачу тары. Также есть вероятность, что в недалеком будущем сданную тару можно будет обменивать на скидки при оплате услуг ЖКХ, или бонусами оплачивать проезд в общественном транспорте.
Как это работает у нас и в других странах
Первые фандоматы были установлены в крупных городах Европы. Германия – одна из европейских стран, где программа установки фандоматов принята на государственном уровне. Например, стоимость одной стеклянной бутылки - 25 евро центов.
Фандоматы в школах идея довольно новая, но перспективная - первые 16 фандоматов были установлены в январе 2019 года в школах графства Беркшир. Проект, запущенный оператором сети приемников пустой тары Greenredeem, быстро набирал популярность, и спустя несколько месяцев к нему решили подключить еще 9 школ. За каждую пустую бутылку или банку автомат выдавал 5 пенсов (примерно 4,3 рубля). Деньги начислялись на счета школ. К декабрю проект насчитывал уже 12 тысяч участников, которые собрали 160 тысяч пластиковых бутылок. При этом 75% участников эксперимента признались, что желание помочь родной школе мотивировало их сортировать больше и дома.
Каждый житель Великобритании выбрасывает в среднем 150 пластиковых бутылок ежегоднои только 57% из них становятся вторсырьем. То есть, примерно 3 миллиарда бутылок каждый год попадают на свалку. Депозитарная система способна повысить долю переработки почти до 100%.
В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии депозитарную систему планируется внедрить до конца 2023 года.
В Россию фандоматы пришли сравнительно недавно, но в больших городах роботизированные автоматы по приему вторсырья можно встретить в большинстве крупных торговых точек.
Что касается школ, то в некоторых регионах России они уже установлены, такой опыт существует в Москве и Московской области. В сентябре при поддержке РЭО и производителя фандоматов «РТ-Инвест» (входит в Госкорпорацию Ростех) стартует акция «Экоперемена: сдавай тару за награду». Мероприятие охватит 215 школ Подмосковья, в каждой из которых фандоматы смогут принимать десятки единиц тары за бонусы.
«РТ-Инвест» создал первую в России масштабную сеть фандоматов. Сегодня в Московской области установлено 567 роботизированных экопунктов, из них 215 — в школах. Первые фандоматы запустил в 2020 году в школах Казани. Сейчас устройства работают в 245 российских школах. За 3 года действия программы было собрано более 10 млн пластиковых бутылок и алюминиевых банок, включая также аппараты в магазинах, парках и других общественных местах. По подсчетам экспертов компании, в подмосковные фандоматы тару сдают каждые 10 секунд. Это говорит о большой востребованности такой системы. И школьники при этом стали самыми активными пользователями. Сегодня мы с уверенностью можем говорить о необходимости расширения программы в учебных заведениях. Это самая эффективная модель раздельного сбора, ее главное преимущество — предотвращение образования отходов», — рассказал генеральный директор компании «РТ-Инвест» Андрей Шипелов.
Что говорят эксперты
Любое экологическое образование и вовлечение граждан, особенно в юном возрасте, в природоохранные акции — это хорошо. Однако пока сложно назвать благоприятной экологическую обстановку в России, два ключевых момента, влияющих на этот процесс – полная инфраструктура для правильной утилизации мусора и экологичное поведение взрослых. Так считает заслуженный эколог России Андрей Пешков.
«Сейчас первое, что нужно сделать, что остро необходимо — решить вопрос со сбором мусора, его транспортировкой и контролем на специальных площадках для сортировки отходов. Чтобы это были автоматизированные сортировки, которых пока так и нет», — сказал Пешков.
По мнению эксперта, сложно добиться результатов от приучения к сортировке мусора в школе, если дома дети не смогут так же разделять отходы, а будут всё складировать в один контейнер, как принято во многих семьях.
Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан, председатель всероссийского движения «Национальный родительский комитет» Ирина Волынец отметила, что регион стал трендсеттером во введении фандоматов в школах.
«Их появляется всё больше. Дети отзывчивы к таким нововведениям, потому что тонко чувствуют все проблемы, которые многие взрослые воспринимают не так остро. Но установка таких контейнеров — это целая система. Недостаточно просто их установить, важно, чтобы при вывозе мусор не смешивался. Потому что очень демотивирует, когда дети и взрослые специально стараются разделять отходы, но потом мусор смешивается на полигоне», — отметила Волынец.
Она подчеркнула, что установка первых фандоматов в школах благоприятно повлияла на экопросвещение - очень многих детей удалось привлечь к теме экологии и бережного отношения к охране природы.
«Ещё в моём детстве, во времена Советского Союза, был очень популярен сбор макулатуры, банок, за что можно было получить талончики или оплату. И сейчас мы видим в более модернизированном варианте тот же посыл, что нужно молодое поколение приучать к экологичности, к сортировке отходов. Элемент поощрения всегда позволяет усилить любой процесс, вовлечь в него заинтересованных. А знаки отличия, грамоты, баллы сейчас также могут действительно привлечь больше детей к использованию фандоматов», — считает Волынец.
Она также подчеркнула, что в некоторых вопросах дети более продвинуты, чем взрослые. И даже если семья школьника не привыкла к сортировке мусора, то привычка из школы разделять отходы в некоторых случаях может положить начало привлечению родителей ребёнка к более современному и экологичному ведению быта.
Известно, что идею установки фандоматов в школах поддержали в Минприроды РФ. На сегодня в президентском указе о национальных целях развития России предписано к 2030 году обеспечить сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем отходов, направляемых на полигоны.
Согласно проекту Минприроды к 2025 году из всей массы отходов, которые поступают на переработку, должно извлекаться не менее 20% вторичных ресурсов, к 2026 года — 30%.