Электросамокаты: спасение экологии или угроза здоровью?
электросамокаты

Электросамокаты: спасение экологии или угроза здоровью?

Париж стал первым европейским городом, который отказался от использования электросамокатов. Причина - неодобрение жителями этого травмоопасного вида транспорта. По результатам городского референдума по вопросу использования электросамокатов за их запрет высказалось 89% парижан.

С сентября с улиц Парижа убрали 15 тыс. арендных электросамокатов. Их приведут в порядок и отправят в другие города и страны, где этим видом транспорта пользуются.

Отношение к электросамокатам неоднозначное – одни считают их удачной альтернативой общественному транспорту и сплошной пользой для экологии, а другие видят в них угрозу здоровью горожан и указывают на то, что их производство и обслуживание совсем небезопасно.

Recycle попробовал разобраться в этом вопросе.

Плюсы использования

Главным плюсом для экологии электросамокатов называют – снижение углеродного следа. Жители городов вместо личных авто и общественного транспорта пересаживаются на электросамокаты и тем самым серьезно снижают свой углеродный след. Подсчитано, что 1,5 км езды на самокате приводят к выбросам около 200 грамм СО2 в атмосферу – это примерно в два раза меньше, чем углеродный след обычного автомобиля.

Есть мнение, что электросамокаты приносят пользу для здоровья. Во время езды стоя укрепляются мышцы спины, живота и ног, тренируется вестибулярный аппарат. Также в качестве пользы называют снижение вероятности заразиться респираторными инфекциями. Вроде как на улице вирусов меньше, чем в переполненном автобусе.

На этом, пожалуй, плюсы этого вида транспорта заканчиваются.

Минусы электросамокатов

Ученые из Университета штата Северная Каролина несколько лет назад провели исследование жизненного цикла электросамокатов и оценили, как влияет на окружающую среду их производство, отгрузка, зарядка, сбор и утилизация.

По данным оператора краткосрочной аренды Bird, в среднем один электросамокат «живет» около месяца или двух. Однако независимое исследование компании Quartz показало, что этот срок еще меньше – в среднем 28,8 дня. При этом почти 50% выбросов СО2 электросамокатов приходится на этап добычи и производство. Еще примерно 43% выбросов создает дополнительный парк, который необходим для обслуживания скутеров, в частности, для их сбора и доставки в пункт зарядки.

Еще один очевидный минус этого вида транспорта – травмоопасность. Одно из недавних происшествий с участием электросамоката – в Сочи водитель самоката сбил на пешеходном переходе беременную женщину, месяцем позже произошел другой случай – в Москве под колеса опасного транспорта попал пятилетний ребенок. И таких случаев очень и очень много.

Москвичи и петербуржцы против

Свежие опросы показывают, что сервисы кикшеринга хотели бы запретить более 60% москвичей и петербуржцев. За лето доля противников сервисов кикшеринга в Москве и Санкт-Петербурге выросла соответственно на 18% и 16%. В среднем по России сторонников запрета меньше: в мае 2023 года против сервисов аренды электросамокатов высказалось около трети опрошенных жителей 366 городов.

Опрос портала SuperJob проводился 27–28 августа 2023 года, в нем участвовали 2 тыс. человек старше 18 лет (по 1 тыс. из Москвы и Санкт-Петербурга). Исследователи интересовались мнением жителей: стоит ли запретить сервисы аренды электросамокатов «в вашем городе»? В Москве за запрет высказались 62% опрошенных жителей, в Санкт-Петербурге — 66% (то есть каждые два из трех горожан).

В столице среди аргументов в пользу запрета респонденты называют то, что электросамокаты «часто бросают на тротуаре или на остановке общественного транспорта», управляют ими «люди в нетрезвом виде, не достигшие совершеннолетия», а в целом это «очень опасный вид транспорта, особенно когда на нем едут по два человека». При этом 22% жителей столицы проголосовали против запрета, отметив, что отрасли нужны жесткие правила и ограничения.

Правила и ограничения

В начале марта в России вступило в силу постановление правительства, которым внесены изменения в ПДД, касающиеся использования электросамокатов и другой аналогичной техники. В частности, передвигаться на них можно со скоростью, не превышающей 25 километров в час. При этом если масса электротранспорта не более 35 килограммов, то разрешено использовать велосипедные и пешеходные дорожки, тротуары.

4 июля в Москве стартовал эксперимент по подключению электросамокатов к государственной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Он продлится до конца прокатного сезона самокатов. В рамках инициативы в столице появятся различные зоны ограничения максимальной скорости СИМов ― до 10 км/ч, 15 км/ч и 20 км/ч. Например, на тротуарах, пешеходных переходах и в парках.

Сегодня, 12 сентября, стало известно, что Минтранс подготовил для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) новый план запретов и ограничений. Юридический статус владельцев электросамокатов и средств индивидуальной мобильности будет мало отличаться от статуса автовладельцев, следует из проекта «дорожной карты» Минтранса. Граждан обяжут регистрировать свои СИМ в федеральном реестре, останавливаться по требованию ГИБДД, проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения и соблюдать жесткий регламент в случае ДТП. Помимо прочего, вводится мало пока понятная система «идентификации владельцев или водителей СИМ». 

Врачи тоже не в восторге

Помимо того, что с появлением электросамокатов работы у травматологов-ортопедов, вероятно, прибавилось, доктора не видят в них ни пользы, ни острой необходимости.

«Никакой пользы от электросамоката для человека нет. При передвижении не задействованы никакие мышцы, кроме мышц-стабилизаторов, отвечающих за вертикальное положение тела. Небольшая польза для тренировки вестибулярного аппарата есть, но она несопоставима с вредом. Циркуляция крови на опорной ноге нарушается. От неравномерного распределения веса тела усугубляется сколиоз», - говорит главный врач городской поликлиники № 8 Челябинска Дмитрий Прокопьев.

Он призывает вспомнить о доступном всем способе поддержания здоровья – ходьбе. По словам врача, шаг тренирует сердце и лёгкие, чего при езде на электросамокате не происходит в принципе. И предупреждает, что если уж хочется прокатиться с ветерком, то лучше выбрать велосипед, потому что он менее травмоопасен.