11 экологических инициатив мировых мегаполисов
«Зеленое» такси, скидки и продукты в обмен на экологичное поведение, энергия из мусора и другие интересные инициативы крупнейших городов мира.
Осло: интеллектуальные фонари и энергия из отходов
Более десяти тысяч фонарей на улицах норвежской столицы объединены в систему, которая управляется центральным компьютером, учитывающим погодные условия и потребности клиентов близлежащих магазинов и кафе. Старые осветительные приборы в системе заменили на высокоэффективные натриевые лампы высокого давления.
Яркость конкретного фонаря можно регулировать по необходимости. Такие лампы проще в обслуживании, а система позволяет заранее узнать, когда прибор потребует замены. Таким образом, в Осло сокращается энергопотребление и выброс парниковых газов.
Кроме умного освещения, в Осло действует программа «Энергия из отходов». Она позволяет получать энергию для отопления более чем из 70% мусора при переработке. Например, на мусорных полигонах запрещено размещать биоразлагаемые отходы.
Они отправляются на биогазовый завод, где преобразуются в топливо для городских автобусов. Образующийся на полигонах метан по трубопроводу направляют на мусоросжигательные заводы, где он используется как добавочное топливо.
Нью-Йорк: пенопласт под запретом
Нью-Йорк стал самым большим городом США, в котором введен официальный запрет на упаковку из пенопласта. С 1 июля 2015 года стаканы, кружки, тарелки, пищевые контейнеры и гранулы, которые используются для упаковки вещей при пересылке, исчезнут из ресторанов, магазинов и предприятий города.
Об этом заявил мэр мегаполиса Билл де Блазио после заключения Департамента гигиены о том, что пенопласт не может быть переработан. Вторичного рынка для использования упаковки из пенопласта также не существует, а на ее разложение уйдут сотни лет.
Ежегодно в Нью-Йорке в мусор попадает около 30 тысяч тонн пенопласта. Запрет на такого вида упаковку уже действует в Сан-Франциско, Сиэтле и Портленде.
Гаага: эко-такси и умная система отопления зданий
В одном из крупнейших городов Нидерландов появился парк «зеленых» такси, который полностью состоит из электромобилей. Пассажиры могут остановить свободный электромобиль на улице города или оформить заказ по телефону. На «зеленом» такси можно не только совершать поездки по городу, но и заказать туристическую поездку по Гааге.
Например, для того чтобы посетить здание городской администрации, где круглый год поддерживается комфортная температура благодаря независимой системе отопления и кондиционирования с помощью подземных вод. Трубы расположены по всему периметру Сити-Холла, что позволяет прогревать помещение зимой и охлаждать летом.
Токио: эффективный водопровод и подземная парковка велосипедов
В столице Японии функционирует одна из самых эффективных систем водоснабжения и водоотвода в мире. В ее основе – самые современные методы контроля утечек, система интеллектуальной диагностики состояния водопровода и скоростной ремонт по принципу устранения проблемы в тот же день. В результате количество воды, которая безвозвратно терялась в городе, уменьшилось вдвое.
С недавнего времени в городе действует подземная антисейсмическая парковка для велосипедов. Система Eco-Cycle Underground Park управляется всего одно кнопкой: владелец набирает код и паркует велосипед за восемь секунд.
Такой способ хранения позволяет освободить велостоянки и улицы, а так же защитить велосипеды от кражи. Ширина парковки всего 7 метров, этого достаточно для размещения примерно 200 велосипедов.
Париж: футуристичный план озеленения и солнечные батареи на Эйфелевой башне
Проект по озеленению столицы Франции Smart City разработал бельгийский архитектор Винсент Каллебо в рамках плана Climate Energy. Уже к 2050 году Париж может стать экологически безопасным для жителей. Правда, пока иллюстрации архитектора напоминают скорее картины из научно-фантастического фильма.
Однако, Каллебо уверен, что реализовать проект можно без эстетических потерь для облика Парижа. В проекте заявлено использование технологий очистки дождевой воды, выработки света, пассивного охлаждения и отопления, генерации солнечной энергии, вертикальные сады из живых растений.
Пока масштабный проект находится в обсуждении, на смотровой площадке Эйфелевой башне уже установлены возобновляемые источники энергии – несколько небольших ветрогенераторов. В ближайшее время здесь появятся четыре солнечные батареи, в системе канализации будет использована дождевая вода, а для освещения башни установят светодиодные лампы.
Таким образом, авторы проекта по реконструкции – архитектурная студия Моатти-Ривьере – планируют не только приблизить башню к современным реалиям, но и уменьшить ее «углеродный след».
Лондон: энергия пешеходных дорожек
В Лондоне заброшенные линии метрополитена переоборудуют в подземные дорожки для велосипедистов и пешеходов. Проект, предложенный компанией Gensler, обезопасит дорожное движение и снизит количество пробок. Кроме того, разработчики проекта планируют использовать кинетическую энергию пешеходов – дорожки будут покрыты специальным материалом, аккумулирующим энергию шагов.
Гонконг: скидки за экологично чистое топливо
Правительство страны предложило морским судам, использующим порт Гонконга, перейти на экологически чистое топливо взамен на 50%-ное снижение сборов за портовое оборудование и маячных сборов. В Гонконге давно реализуется масштабная экологическая политика, в первую очередь, направленная на улучшение качества воздуха.
Снижение выбросов от морского судоходства считается одним из важных пунктов экопрограммы. Кроме того, в Гонконге запрещены автомобили с высоким уровнем вредных выбросов, а для их замены автовладельцам государство предложило специальные субсидии.
Сингапур: экологичная застройка в лизинг
Власти Сингапура запустили первый административный проект по экологической жилой застройке – город Пунгол. Дома защищены от избыточного тропического тепла благодаря белому цвету, правильному ориентиру по отношению к солнцу и «зеленым» крышам.
Дренажные системы собирают дождевую воду и используют ее для бытовых нужд, а солнечная энергия применяется для работы лифтов, гидронасосов и освещения.
Правительство страны поддерживает «зеленых» застройщиков и субсидирует проекты на старте. Это позволяет, например, брать солнечные панели в лизинг и возвращать инвестиции за счет продажи энергии потребителям.
Куритиба: мусор в обмен на еду
Население этого бразильского города достигло 2,7 миллиона человек, когда большая часть из них проживала в трущобах и не имела малейшего представления о том, что такое переработка отходов. Неудивительно, что мусор стал огромной проблемой для мегаполиса, мусоровозы не могли даже подъехать к территориям трущоб.
Тогда мэр города предложил уникальное решение: по границам бедных районов были расставлены мусорные контейнеры с наклейками «стекло», «пластик», «бумага» и т.д., для тех, кто не умел читать, также были наклеены картинки.
Каждому приносившему мешок мусора полагался талон, который можно обменять на транспорт, пакет фруктов и овощей, в праздники – на угощения. Вскоре тысячи людей очистили город, научились различать виды пластика, а школьная программа по сбору отходов позволила обеспечить принадлежностями учеников из самых бедных семей.
Сегодня 90 % жителей ежедневно сдают на переработку две трети своих отходов, все источники загрязнения были выведены за пределы Куритибы, а международные издания неоднократно признавали город лучшим местом для жизни в Бразилии.
Ванкувер: энергия воды и кодекс зеленого строительства
Ванкувер – мировой лидер по использованию водной энергии: 90% потребления приходится на гидроэлектроэнергию. Кроме этого, в городе приобретают все большую популярность ветровая, солнечная и волновая энергия.
Благодаря этим и другим факторам Ванкувер сегодня имеет самый низкий показатель вредных выбросов на душу населения среди мегаполисов мира. В 2011 году администрация города поставила перед собой амбициозную цель – к 2020 году превратить Ванкувер в самый зеленый город мира.
С этого времени в городе было высажено около 13000 деревьев, в планах – высадка еще 150 000. Администрация города приняла строгий кодекс зеленого строительства, согласно которому все новые строительные проекты должны быть экологически чистыми.
Копенгаген: политика зеленых крыш
Копенгаген готов поспорить с Ванкувером за звание самого экологически чистого города в мире: к 2025 году администрация города планирует стать первым мегаполисом с нулевым выбросом углерода.
Здесь принят закон о «политике зеленых крыш», согласно которому дизайн всех новых строений должен включать определенный уровень озеленения.
Более трети жителей Копенгагена пользуются велосипедами вместо обычного транспорта, что неудивительно, ведь в городе построено 400 км велодорожек. Кроме того, в датской столице разбиты так называемые «карманные парки», благодаря которым почти все жители ежедневно ходят пешком или проезжают на велосипеде через зеленую зону.