RePack: долгая жизнь упаковки
Покупать в онлайн-магазине легко. Пару простых действий на сайте, и уже можно ждать посылку. Но от каждого купленного в интернете товара остается упаковка - одноразовая пузырчатая полиэтиленовая плёнка, пенопласт, картонные коробки... Без них заказ может пострадать. Найти выход из этой ситуации решила финская компания RePack. Они предложили возвращать упаковку обратно.
Все началось в 2011 году. Именно тогда создатели RePack открыли в Финляндии студию дизайна в Финляндии, сочетающую услуги по промышленному дизайну и оценку экологической рентабельности. Сотрудники компании вынужденно проводили много времени на складах и заметили, как расточительно используются материалы для упаковки. Объемы этого мусора так поразили ведущего дизайнера будущего RePack Юха Мякеля, что он придумал план. Прототипом стала финская система повторного использования бутылок. Также было решено поступать с упаковками – продумать систему простого возврата.
Воплощать задумку начали через два года. Тогда RePack стали сотрудничать с финским производителем экологичной верхней одежды. Увлеченные заботой об окружающей среде люди очень вдохновились возможностью сдавать упаковку.
Как организована система RePack? В ее основе – многоразовая (хватит минимум на 20 раз) надежная упаковка, произведенная из переработанного полипропилена (из того же материала пакеты для покупок ИКЕА). Есть три варианта размера, причем отдельные варианты для Европы, США и Канады. Эту «оболочку» в свернутом виде удается уместить в почтовый конверт и отправить назад по почте.
Но найти нужный материал было мало. Важная часть процесса – продумать, как доставлять упаковки и не забыть о стимулах. За возврат материала полагаются бонусы.
Главным принципом работы систем стала возможность заказать в интернет-магазине, сотрудничающим с компанией, многоразовую упаковку. Для этого покупатель вносит залог (речь идет о сумме около 3,5 евро). Когда он возвращает упаковку, залог превращается в его скидку на следующую покупку.
Когда товар в упаковке RePack прибыл, надо достать его, а «оболочку» свернуть до размера конверта, прикрепить наклейку с обратным адресом (ее вкладывают в посылку) и бросить в почтовый ящик (страна и город не имеет значения). Платить за это действие не нужно.
Как только упаковка доберется назад, покупатель получит по электронной почте купон на скидку, реализовать его можно на покупку в любом интернет-магазине, где поддерживают систему RePack. Кстати, даже если вернуть купленный товар в магазин, к упаковке и скидке это отношения не имеет.
В центре обработки вернувшийся материал протестируют – если с его качеством все в порядке, то после чистки он снова послужит упаковкой. Поврежденный полипропилен будет переработан.
В любом случае – пакет RePack хотя и не вечен, но служит в 20 раз дольше, чем одноразовая упаковка. Результат – сокращение отходов, а также уменьшение углеродного следа. Еще один важный момент – в производстве материала участвуют люди с ограниченными возможностями.
Перспективу развития своего проекта RePack видит в том, что возможность платить не за приобретение, а за использование упаковки прекрасный вариант для нового поколения, любителей онлайн-магазинов и неравнодушных к экологии людей.
Сегодня компания сотрудничает более чем со 100 брендами в Европе и Северной Америке, с теми, кто считает, такая система – самое ответственное решение для упаковки. Из недавних новых партнерств – североамериканские Levi's x Ganni, создающие одежду из переработанной ткани, и RE/DONE, предприятие по переработке ткани без агрессивных химикатов и с использованием методов экономии воды.